Всю ночь, С темноты до рассвета, На ветке Сидела Сова. И песню Сложила про это. А утром Забыла слова.(с)/А ты уверен, что это искусство, а не вандализм?(с)/ Каждый художник монстр хотя бы внешне.(с)Гуингнам в очках и с карандашом.
19.12.2009 в 00:13
Пишет Тайо:Терминологический словарь, Япония.
Историческая справка
Ранняя история......................................................................период до начала VIII в.
Нара (Nara).............................................................................период с 710 по 794 г.
Хэйан (Heian)..........................................................................период с 794 по 1185 г.
Камакура (Kamakura).............................................................период с 1185 по 1333 г.
Намбоку-тё (Nambokucho).....................................................период с 1333 по 1392 г.
Муромати (Muromachi)...........................................................период с 1392 по 1573 г.
Момояма (Momoyama)...........................................................период с 1573 по 1603 г.
Эдо (Edo)................................................................................период с 1603 по 1868 г.
Вся терминология холодного оружия Японии..
Bakumatsu - мечи, изготовленные в последние годы токугавского Бакуфу, с 1853 по 1868 г.
Boken (Bokuto) - деревянный тренировочный меч.
Chokuto (Tsurugi) - древний прямой меч, предшественник Nihon-To.
Gendaito - современные мечи, изготовленные после 1876 г.
Gunto - «армейские мечи», изготовленные для японской армии в период с 1876 по 1945 г.
Kai-Gunto - мечи личного состава военно-морских сил периода второй мировой войны, смонтированные как тати, в деревянных лаковых ножнах.
Kanbun Shinto - мечи, изготовленные с 1661 по 1673 г. (или позднее), с очень небольшим изгибом.
Keicho Shinto - ранние син-то, изготовленные с 1595 по 1615 г.
Koto - «старые мечи», изготовленные до 1596 г.
Kyo-Gunto - ранние гун-то, смонтированные в европейском стиле (с сабельной гардой и рукоятью) в металлических ножнах.
laito - незаточенный меч для занятий иай-до.
Meiji-To - мечи, изготовленные в период реставрации Мэйдзи, с 1868 по 1912 г.
Shinai - прямой меч из бамбуковых полос для занятий кэн-до.
Shin-Gunto - армейские мечи периода второй мировой войны, смонтированные как тати.
Shinken - настоящий, «живой» меч.
Shinsaku-To - «новейшие» мечи, изготовленные после 1955 г.
Shin-Shinto - «новейшие мечи», изготовленные с 1790 по 1876 г.
Shinto - «новые мечи», изготовленные в период с 1595 по 1790 г.
Showa-To - мечи эпохи Сева, с 1925 по 1989 г.
Suburito - тяжелый деревянный меч для упражнения в субури.
Suo-koto - мечи, изготовленные в период с 1500 по 1595 г.
Taisho-To - мечи, изготовленные в период Тайсё, с 1912 по 1925 г.
Разновидности мечей
Aikuchi - нож, не имеющий цубы, но в остальном схожий с Tanto.
Daisho - пара мечей (Katana + Wakizashi}, чаще всего исполненная в едином стиле одним мастером. Дословно: «большой и малый».
Daito - длинный меч с клинком более 70 см.
Katana - длинный меч с клинком около 70-75 см, носимый за поясом лезвием вверх пешими самураями низкого ранга, а также знатными буси при повседневной (не военной) одежде, вне доспехов.
Ken - прямой меч (не имеющий Sori).
Ko-Dachi - короткие (в т.ч. детские) мечи с клинком менее 60 см (вакизаси, танто).
Koshi-Gatana - старая разновидность малого меча, что-то среднее между вакизаси и танто. Носился в комплекте с тати.
Nagimaki - («длинная оплетка») — та же Naginata, но с древком, обмотанным тесьмой до одной трети, обычно с более прямым клинком.
Naginata - своеобразный длинный («наги») меч в виде рогатины с длинным же (до 2 м) древком овального сечения и тяжелым расширяющимся клинком с точкой максимального прогиба, смещенной вперед к острию.
Nihon-To - японский меч (общее название).
O-Dachi - все типы мечей с длиной клинка более 60 см (тати, катана, но-то, но-тати).
O-Tanto - «большой Tanto», с длиной клинка около 40 см.
Tachi - длинный, обычно сильно изогнутый меч, носимый знатными самураями на поясе лезвием вниз при доспехах, либо как церемониальный в торжественной обстановке.
Tanto - нож с длиной клинка от 20 до 40 см, смонтированный аналогично Wakizashi, с небольшой цубой.
То - изогнутый меч (имеющий Sori).
Uchi-Gatana - древний вид меча, носимого за поясом лезвием вверх. Позднее разделился на длинные (катана) и короткие (вакизаси) типы.
Wakizashi - малый меч с клинком менее 60 см и полуторной рукоятью, носимый за поясом лезвием вверх. Дословно: «воткнутый сбоку».
Yari - копье с обоюдоострым стальным наконечником длиной до 50 см и древком от 2 до 3 м.
Геометрия клинков
Chu-kissaki - среднее острие.
Chu О - средняя треть клинка.
Fukura - режущая кромка Kissaki.
Funbari - сужение, резкое изменение ширины клинка при переходе в хвостовик.
На - отточенная кромка, лезвие клинка.
Ha-machi - нижний упор (со стороны На).
Hira-mune - плоская форма спинки.
Hira-zukuri - форма клинка с гладкими плоскостями, без Shinogi.
Ikubi-kissaki - «кабанья шея», ширина Kissaki равна его длине.
Kasane - толщина клинка.
Katahaba - максимальная ширина клинка.
Ken-zukuri - прямолинейная форма клинка (без прогиба) с одной или двумя режущими кромками.
Kissaki - передний срез, острие клинка.
Ko-kissaki - маленькое острие.
Ко Shinogi - «малое Shinogi», короткий участок ребра, ограничивающийKissaki сверху.
Koshi-zori - центр прогиба сдвинут к рукоятке.
lori-mune - пирамидальная, треугольная форма Мunе, встречающаяся наиболее часто.
Machi - плечики, упоры для посадки Habaki, отделяющие собственно клинок от хвостовика Nakago.
Maru-mune - полукруглая форма спинки.
Mihaba - ширина клинка от На до Мunе.
Mitsukado - точка встречи Shinogi, Ко Shinogi и Yokote.
Mitsu-mune - трехгранная пирамидальная форма Мune (с верхней плоскостью).
Mono Uchi - основная рабочая зона клинка, его крайняя (от острия) треть.
Moroha-zukuri - обоюдоострый (Moro-ha) клинок, иногда встречается у поздних Koto Tanto.
Motohaba - ширина клинка в районе Machi.
Мunе - спинка клинка.
Mune-machi - верхний упор (со стороны Мune).
Mu-zori - прямой клинок без прогиба (обычно у Tanto).
Nagasa - длина клинка без Nakago, от Kissaki до Machi, по прямой линии.
O-kissaki - большое острие.
Omote - фронтальная сторона клинка (различна для Katana и Tachi).
Sakihaba - ширина клинка в районе Yokote.
Saki-zori - центр прогиба сдвинут к острию.
Shinogi - ребро клинка, идущее вдоль всей его боковой поверхности, между Мunе и На.
Shinogi-zukuri (Hon-zukuri) - типичный японский клинок с боковым ребром Shinogi.
Sori - прогиб клинка.
Sukuri - форма клинка.
Torii-zori - центр прогиба совпадает с центром клинка.
Tsuba Moto - треть клинка от цубы.
Uchi-zori - обратный прогиб в сторону режущей кромки (очень редко встречается).
Ura - внутренняя сторона, противоположная Omote.
Yokote - небольшое вертикальное ребро, отделяющее Kissaki от остального клинка.
Традиционная технология клинков
Age Gitae - финальная ковка, при которой несколько полос, сформированных в процессе предварительной ковки (Shita Gitae), соединяют и проковывают вместе.
Denkai Tetsu - химически чистое (99,99%) железо, получаемое из металлолома в электролитической печи, сырье для Oroshigane.
Hagane - твердая высокоуглеродистая сталь для формирования режущей кромки клинка по методу Hon Sanmai Gitae.
Hizukuri - кузнечная формовка клинка из черновой заготовки Sunobe. После этого полоса готова для процесса Shiage.
Hon Sanmai Gitae - метод создания сложной конструкции клинка, при которомиспользуется три куска высокоуглеродистой Kawagane для каждой из сторон полосы, один кусок мягкой Shingane для сердечника и специальная сталь Hagane для режущей кромки На.
Jigane - внешние слои высокоуглеродистой стали, своего рода «кора» клинка.
Kajioshi (Shiage) - окончательное формообразование клинка путем строгания специальным стругом, обработки напильником и черновой шлифовки, что делается лично кузнецом.
Kangan Tetsu - губчатое железо, получаемое плавлением в печи без доступа кислорода.
Kawagane - высокоуглеродистая (1,0-1,5%) сталь, используемая как исходный материал для формирования полосы клинка.
Кеrа - сырая сталь, получаемая в печи Tatara. Половина ее (наиболее углеродистая), именуемая Tamahagane, отбирается для выделки клинков, а оставшаяся часть может быть использована после науглераживания в процессе Oroshigane.
Kitae - проковка и оттяжка стальной полосы для подготовки к формированию клинка.
Kobuse Gitae - наиболее распространенная, упрощенная схема формирования клинка из мягкого сердечника Shingane и прочной оболочки Kawagane.
Nakago-shitate - окончательная обработка Nakago напильником.
Omura - измельченный в порошок камень Отит. Используется в составе глиняной обмазки клинка в процессе Tsuchi-oki.
Oroshigane - процесс науглераживания стали при нагреве её в верхних слоях древесного угля в горне, куда постоянно добавляются свежие его порции. При нагреве же стали внизу, у днища горна, куда подается воздух, происходит обратный процесс выгорания углерода из металла.
Satetsu - песок из окиси железа, используемый в плавильной печи при получении стали.
Sen - двуручный струг для формирования профиля клинка. В качестве режущего элемента используют обычно обломки бракованных клинков, каленые до высокой твердости.
Shingane - низкоуглеродистая (0,5%) пластичная сталь для сердечника клинка.
Shita Gitae - основная ковка, первые шесть протяжек и сварок полосы.
Sorinaoshi - правка поводок клинка после закалки.
Sunobe - стальная полоса, готовая для кузнечной формовки клинка (Hizukuri).
Таnгеn - процесс кузнечной сварки в одно целое нескольких полос стали, оттяжка и проковка от 12 до 15 раз, что и дает узор Jihadа.
Tatara - традиционная печь, в которой из руды в виде песка оксида железа и древесного угля получают исходную сталь Tamahagane.
Togi - полировка клинка, включая заточку лезвия.
Tsuchi-oki - нанесение глиняного покрытия на поверхность клинка для получения различной степени твердости при закалке, чем обусловлено также образование комплекса Натоп вдоль линии Habuchi.
Tsukuri-komi - вбивание пластины низкоуглеродистой Shingane в желобок заготовки, полученной в процессе Таnгеn, после чего такой блок формируют в Sunobe.
Tsumimakishi - слоистый «бутерброд» из тонких пластинок Kawagane, который заворачивают в бумагу и погружают затем в глиняный раствор, чтобы потом нагреть и проковать, соединив кузнечной сваркой в монолитную заготовку.
Yaki-ire - закалка клинка путем нагрева его до необходимой температуры и охлаждения в воде.
Yaki-modoshi - отпуск клинка после закалки для снятия внутренних напряжений и придания некоторой вязкости. Производится путем нагрева до 150-200°С.
Поверхность клинка и закалочные структуры
Ashi - тонкие поперечные полоски, разделяющие непрерывную линию Hamon.
Ayasugi - волнообразный узор.
Во - прямолинейный рисунок Utsuri.
Boshi - Hamon в зоне Kissaki, его завершение.
Chikei - случайные линии Nie в Ji, сформировавшие подобие узора.
Choji - рисунок в виде гвоздичных зерен или почек, либо зубков чеснока.
Chu-suguha - линия средней ширины.
Gunome - нерегулярный рисунок в виде повторяющихся полукружий.
Hada - структурный поверхностный узор Jitetsu.
Hakikake - щетка, щетинообразный узор вдоль Habuchi.
Habuchi - граница, линия, где Yakiba встречается с Ji.
Hamon - совокупность кристаллических мартенситных структур Nie и Nioi, располагающаяся вдоль границы Habuchi.
Примечание: в то время как словом Habuchi обозначается собственно стык, граница Yakiba и Ji, термин Hamon имеет скорее художественный, нежели технический смысл.
Hira-ji - часть боковой поверхности клинка между Yakiba и Shinogi.
Hiro-suguha - широкая жирная линия.
Hitatsuraba - полностью, либо большей частью закаленный клинок.
Hoso-suguha - тонкая линия Hamon.
Hotsure - случайные полоски Nie в Habuchi.
Ichimai - полностью закаленный Kissaki.
Inazuma - тонкие зигзагообразные молниевидные линии в пределах Hamon.
Itame - узор, напоминающий текстуру дерева.
Ji - боковая поверхность клинка от Yakiba до Mune.
Ji-Nie - Nie внутри зоны Ji.
Jitetsu - сталь в зоне Ji.
Jizo - узор в форме силуэта священника.
Каеn - узор в форме языков пламени.
Kaeri - форма Boshi с поворотом обратно вдоль Mune.
Kinsuji - «золотые полоски», горизонтальные линии закаленной стали вдоль Habuchi.
Ko-maru - закругление Boshi малым радиусом.
Kuichigaiba - несколько параллельных линий Habuchi.
Masame - прямолинейный слоистый узор.
Midare - нерегулярный волнистый рисунок Hamon.
Mokume - узор наплывами в виде древесного капа.
Muji - невидимый глазом узор, либо его отсутствие.
Muneyaki - островки закаленного металла вдоль Mune.
Nie - крупные кристаллы мартенсита, сосредоточенные в Habuchi.
Nijuba - две линии Habuchi.
Nioi - плотные скопления мелких кристаллов, невидимых невооруженным глазом, но различимых в зоне светового блика как мерцающие туманности по линии Habuchi.
Notare - равномерно волнистая, плавная линия.
O-maru - закругление Boshi большим радиусом.
Sanjuba - три линии Habuchi.
Shinogi-ji - часть боковой поверхности клинка между Shinogi и Мunе.
Suguha - прямолинейный, ровный Hamon.
Sunagashi - узор вдоль линии Habuchi в виде нескольких рядов как бы извилистых песчаных волн.
Tabiyaki - островки закаленного металла в зоне Ji.
Uchinoke - маленькие серповидные отрезки узора над основной линией Hamon.
Utsuri - узор внутри Hada, напоминающий Hamon.
Yakiba - закаленная зона клинка.
Yakidashi - несколько последних дюймов Hamon вблизи Machi.
Yakiotoshi - завершение Hamon на уровне Machi.
Yakizume - отсутствие Kaeri, Boshi прерывается в точке касания с Мunе.
Yo - рисунок Hamon в виде отдельных листочков.
Изъяны и недостатки
Fukure - воздушные каверны на поверхности стали.
Hagiri - трещины поперек зоны Yakiba.
Jiare - «волдыри» на поверхности стали.
Kitaware - кузнечные трещины (дефекты ковки).
Kizu - недостатки, изъяны клинка.
Mizu-kage - своеобразное «затенение» клинка в районе Machi, происходящее от его повторной закалки.
Mu-kissaki - «нет Kissaki», т.е. Kissaki не закален или закален не до конца.
Muneshinae - морщины, складки вдоль Mune.
Muneware - трещины в спинке клинка (Mune).
Shimi - темные пятна на поверхности стали.
Sumi Gomori - углеродистые каверны на поверхности стали.
Tateware - трещина вдоль оси клинка.
Umegane - заполненные, заделанные отверстия в стальной поверхности клинка.
Yakinaoshi - клинок, прокаленный повторно, еще раз.
Оформление хвостовика
Funagata - форма Nakago в виде днища лодки.
Furisode - форма Nakago в виде рукава кимоно.
Futsugata - наиболее употребимая обыкновенная форма.
Hitoe (Nakago Mune) - спинка хвостовика Nakago.
Kenjiri - треугольный остроконечный срез, обыкновенно имел место у прямых старых мечей.
Kijimotno - «фазанья ножка», длинный изогнутый Nakago, применявшийся в ранних тати.
Kirijiri - прямой поперечный срез, чаще всего встречается в укороченных хвостовиках (Suriage).
Kurijiri - наиболее распространенная форма Nakago-jiri, напоминающая очертания каштана.
Mekugi-ana - поперечное отверстие в хвостовике для крепежной шпильки Mekugi.
Nakago - хвостовик клинка.
Nakago-jiri - торец, задний срез хвостовика.
O-Suriage - сильно обрезанный Nakago, подпись утрачена.
Suriage - укороченный, обрезанный Nakago, однако подпись мастера (Mei) сохранена.
Ubu - неизмененный, исконный, подлинный (здесь — Nakago).
Клейма и подписи
Ato mei - подпись мастера, нанесенная позднее, но не самим мастером. Она может быть достоверной и не противоречить намерениям автора, являя собою одну из особенностей клинка.
Dai mei - клинок изготовлен лично мастером, но подписан его ассистентом, учеником.
Dai saku - клинок, изготовленный учеником, но подписанный именем мастера. Такая работа считается эквивалентной работе самого учителя.
Gimei - поддельное клеймо, подпись.
Higaki - косая редкая сетка.
Katana-mei - подпись на той из сторон Nakago, что подразумевает использование клинка для монтировки катана.
Као - секретный значок, входящий как часть в основную подпись.
Kesho - косая частая сетка.
Kinzogan-mei - подпись, исполненная золотой насечкой.
Kiri - прямая насечка.
Mei - клеймо, подпись, чаще всего повествующая о мастере и дате изготовления, наносилась на поверхность Nakago.
Mon - клановый знак, герб, входящий как часть в основную подпись.
Mumei - «нет подписи», т.е. анонимное изделие.
Naga-mei - длинная подробная подпись с указанием помимо имени и даты целого ряда дополнительных сведений о мастере.
Ni-mei - двухсложная подпись, указывающая также краткое обиходное имя мастера.
Origami (Kantei) - сертификат идентификации меча, выданный официально профессионалом-оценщиком. Включает время выделки меча, место и имя мастера.
Oshigata - ручная копия на бумаге подписей либо фактуры Hamon и Hada, сделанная по специальной технологии.
Sho Shin - подлинный клинок.
Sujikai - косая насечка.
Tachi-mei - то же, но для Tachi (соответственно, подпись наносится на другую сторону Nakago). Примечание: подпись Mei наносится на лицевую (Omote) сторону Nakago, которая различна для Katana и Tachi, поскольку различен и способ их ношения. Для Katana внешняя и внутренняя сторона обозначаются термином Sashi Omote и Sashi Lira.
Taka-no-Ha - «елочка», встречная насечка острием в сторону клинка.
Yasuri-mei (Yasurime) - штриховая насечка на поверхности Nakago, рисунок которой своеобразен для каждой конкретной школы и мастера, что также носило характер подписи.
Предметы монтировки и комплектации мечей
Ashi - широкие кольца (обоймы) на ножнах тати, служащие для подвески меча на пояс. Различают переднюю (Ichi-no Ashi) и заднюю или нижнюю (Ni-no Ashi) обоймы.
Buke Zukuri - традиционная монтировка катана, включающая лаковые деревянные ножны и весь необходимый набор комплектующих металлических деталей.
Fuchi - металлическое кольцо, надеваемое на хвостовик клинка за цубой, перед рукоятью.
Fukusa - шелковая ткань для защиты меча от прикосновения рук при его разглядывании и прочих манипуляциях.
Habaki - металлическая муфта, надеваемая на клинок перед цубой для плотной фиксации его в ножнах.
Ishizuke - стакан на нижнем конце ножен Tachi, Kai-gunto и Shin-gunto, названный так по форме ковша.
Ito (Tsuka Ito) - шелковая или хлопчатая тесьма для оплетки рукояти мечей, ножей и т.д.
Jindachi Zukuri - традиционная монтировка тати с полным набором деталей.
Kabuto-gane - подковообразная металлическая головка рукояти Tachi, Kai-gunto и Shin-gunto.
Kashira - металлическая головка рукояти Katana, Tanto или Wakizashi, имеющая вид колпачка.
Kodogu - комплект Koshirae за исключением цубы.
Kogai - стальная шпилька, размещаемая в кармане ножен Tanto или Wakizashi с внешней (ОтоЧе) от тела стороны.
Ko-Gatana - подсобный ножичек в сборе, т. е. с клинком.
Koiguichi - устье ножен.
Kojiri - нижний конец, торец ножен.
Koshirae - полный комплект составляющих для сборки ножен и рукоятки (различают тати-косираэ и катана-косираэ).
Kozuka - рукоятка подсобного ножичка Ko-Gatana, размещаемого в кармане ножен Tanto, Wakizashi или (реже) Katana с внутренней (Ura) стороны, т.е. ближе к телу.
Kuchi-gane - металлическая окантовка устья ножен.
Kurikata - «форма каштана» или просто «каштан» -- деревянная, металлическая или роговая скоба на боковой стороне ножен для продевания шнура Sageo.
Mekugi - бамбуковая, костяная (роговая) или металлическая шпилька для крепления клинка в рукоятке.
Menuki - парные декоративные бляшки, закладываемые под оплетку рукояти для улучшения ее посадки в руке.
Nuguigami - специальная мягкая бумага для протирания поверхности клинка.
Obi-tori - металлические, кожаные или матерчатые петли, продеваемые в кольцо Ashi для подвески меча на поясе.
Sageo - шнур, обычно плоского сечения, продеваемый сквозь Kurikata для фиксации меча за поясом.
Same - белая пупырчатая кожа ската, которой обертывалась рукоять под оплетку, либо без таковой.
Saru-te - «обезьянья лапка» — металлическая петля (скоба) для темляка, продевалась в отверстие Kabuto-gane.
Saya - ножны (меча, ножа, нагинаты и т. д.).
Seppa - металлические (чаще латунные) шайбы, надеваемые с обеих сторон цубы.
Shibabiki - обжимное кольцо, служившее для соединения двух половинок ножен. В период второй мировой войны использовалось как декоративный элемент.
Shirasaya - простые деревянные ножны, предназначенные для хранения собственно клинка, своего рода футляр, упаковка, защита.
Shitodome - металлические вставки внутри скобы Kurikata.
Tsuba - гарда японского клинка в виде металлического диска различной формы.
Tsuka - рукоятка (меча, ножа и т. д.).
Терминология цубы
Aka Kin - красное золото (сплав с медью).
Аo Kin - светлое золото (сплав с серебром).
Amida Yasuri - линии, прорезающие поверхность цубы от центра к краю.
Ana - отверстие.
Aoi - роза.
Bori - резьба, поверхность с резьбой.
Во tan - пион.
Chidori - ржанка, часто используемый в декоре вид птицы.
Chu - средний размер, середина.
Dai - большой размер.
Danbira - ширина цубы.
Dote Mimi - приподнятый, выступающий край цубы.
Fukurin - дополнительный, накладной ободок цубы, обыкновенно из мягкого металла.
Gata - форма.
Gin - серебро, также именуемое Shirogane.
Goishi - форма цубы, истончающаяся к краям.
Hira - плоскость, плоская часть цубы.
Hiraji - поверхность цубы.
Hira Zogan - инкрустация по поверхности цубы.
Hitsu Ana - окна для Kogai и Kozuka.
Inaka Mono - работа деревенских мастеров.
Inome - форма сердца в нашем видении, но в старой Японии — «кабаний глаз».
Iri Mokko Gata - форма цубы «Мокко» с глубоко нарезанными долями.
Ishime Ji - поверхность цубы в виде рваной поверхности камня.
Ito - тонкий, нитевидный, нитка.
Iroe - цветная картинка, полученная использованием металла разных оттенков.
Irogane - цветные металлы.
На - пластина, лист.
Ji - поверхность (цубы).
Jigane - металл поверхности цубы.
Kagamishi - мастер-зеркальщик, отливавший также и бронзовые цубы.
Kaji - кузнец, изготовитель клинков.
Kaku - квадрат.
Kaku Gata - квадратная форма.
Kaku Mimi - квадратный ободок цубы.
Kaku Mimi Koniku - квадратный ободок с легким скруглением кромок.
Kanagu - металлические детали монтировки меча, неучтенные в
Karagane - дословно «китайский металл», разновидность оловянистой (до 20% олова) бронзы с добавкой свинца. Темно-болотного цвета.
Karakuri - инкрустация, закрепленная на металле при помощи шпилек.
Katakiribori - стиль резьбы с использованием вариантов толстых и глубоких линий.
Katchushi - мастер доспехов.
Kawagane - тонкие слои различной стали на поверхности цубы.
Kebori - тонкие линии гравировки или резьбы.
Kiku - хризантема, форма хризантемы.
Kin (Kane) - золото.
Kinko - мастер, обычно имеющий дело с вычурными цубами мягкого металла.
Kittate - очень строгая прорезная работа в стиле Sukashi, с прямыми линиями.
Ко - старинный или маленький, малый.
Koban - старинная японская золотая монета, использовавшаяся для формирования Seppa dai.
Kogai Hitsu (Ana) - окно в цубе для шпильки Kogai.
Kokuin - стиль, применяющий горячую штамповку поверхности цубы.
Kozuka Hitsu (Ana) - окно в цубе для Kozuka.
Kuni - провинция в старой Японии, сегодня означает деревню.
Kusarakashi - поверхность, получаемая травлением или корродированием.
Маru - круг, круглый.
Maru Gata - форма круга.
Маги Mimi - круглый ободок.
Matsukawabishi - узор в виде связанных ромбов, символизирующий сосновую кору.
Mei - подпись, клеймо.
Migaki Ji - гладкая поверхность цубы.
Mimi - ободок цубы.
Mokko - дольчатая форма.
Mokume Ji - травленая поверхность стали для выявления слоистого узора ковки.
Mumei - анонимное изделие (без клейма).
Nagamaru Gata - овальная форма.
Nagegaku Gata - слегка скругленная и заоваленная квадратная форма цубы.
Nakabiku - цуба с Seppa dai ниже (тоньше), чем ободок.
Nakadaka - обратный случай, когда Seppa dai выше (толще), чем ободок.
Nakago Ana - отверстие для посадки на клинок.
Nanako - набитый керном узор из выпуклых точек, обычно на мелких деталях монтировки из мягкого металла.
Nawa Mimi - ободок в виде канатика или плетенки (Nawa — веревка).
Nerikawa Tsuba - кожаная цуба ( Kawa -кожа).
Niku - мясо, мякоть (обычно так обозначают толстые, пухлые металлические изделия со скругленными формами).
Nikuoku - вариант кованой поверхности.
Nunome - поверхность с гравированным узором с вбитым в него металлом.
Odawara Fukurin - стиль ободка, покрытого рядами выпуклых шишечек.
Okigane - полная инкрустация.
Omote - лицевая сторона.
Ototsu - неравномерная или нестандартная толщина.
Rogin - медно-серебряный сплав, (50-70% серебра), аналогичный Shibuichi.
Sambo-Gin - медно-серебряный сплав, (33% серебра), аналогичный Shibuichi.
Sanari - оловянно-медно-свинцовый сплав, применявшийся в инкрустации в цубах Hazama.
Sakura - вишня, цветок, которой являлся ведущим элементом в цубах стиля Sukashi.
Sekigane (Kuchibeni) - маленькие кусочки мягкого металла, вбиваемые в углы Nakago Ana для точной посадки цубы на клинок.
Sendai Yasuri - вертикальные, насеченные напильником риски, наличие которых относит все такие цубы к стилю Sendai.
Sentoku - вариант латуни (медь/цинк) с добавкой свинца.
Sen Zogan - контурная штриховая инкрустация.
Seppa - шайбы, накладываемые на обе стороны цубы при сборке меча.
Seppa Dai - площадка, покрываемая шайбой Seppa. He украшалась.
Shakudo - сплав меди с 3-6% (по другим источникам - с 30-70%) золота, сине-черного цвета.
Shibuichi - дословно - «четвертинка», сплав меди и серебра (25%), серо-голубого цвета.
Shigure Yasuri - вертикальные штрихи, создающие иллюзию тихого дождя.
Shinchu - латунь (старинные китайские и японские латуни отличаются от современных).
Shino Yasuri - диагональные штрихи, создающие иллюзию дождя с ветром, бури.
Shippo - перегородчатая эмаль.
Shiremono - массовая продукция, ширпотреб.
Shishibori - низкий рельеф, резьба ниже поверхности цубы, вглубь.
Sho - маленький размер.
Suaka (Akagane) - чистая медь.
Suemon - выпуклая инкрустация, покрывающая большую площадь поверхности.
Sukashi - прорезная работа (сквозная резьба).
Sukidashi (Sukibori) - техника резьбы, в которой предпочтение отдается выступающему рельефу перед вырезанным, углубленным.
Surituke Zogan - инкрустация запрессовкой металла в тонко прорезанные линии.
Tachikanaguchi - мастер по комплектующим деталям для Tachi.
Takabori - высокий рельеф.
Takaniku Zogan - инкрустация высоким рельефом.
Tekkotsu - кристаллический скелет стали, высокоуглеродистые частицы карбидов, обычно хорошо заметные на ободке.
Ten Zogan - точечная инкрустация.
Tetsu - железо.
Toban - старинное название цубы.
Tosho - изготовитель мечей.
Tsubaka - коллекционер, любитель цуб.
Tsubako - изготовитель цуб.
Tsuchime - отпечатки, следы ковки.
Tsuchime Ji - поверхность цубы, отделанная видимыми следами ковки, ударов.
Ubuzukashi - круговая резьба, именуемая также Maru Bori, которой японцы предпочитают не пользоваться.
Uchikaeshi Mimi - приподнятый ободок, кованый прямо с пластины.
Udenuki Ana - два маленьких отверстия с небольшим ободком на некоторых цубах, символизирующие солнце и луну.
Ume - слива или цветок сливы, излюбленный мотив декора стиля Sukashi.
Ura - обратная, не лицевая сторона.
Uttori - наложение инкрустации вокруг кромки цубы, по ребру.
Yakite Shitate - отделка поверхности оплавлением.
Yamagane - неочищенная медь, также именуемая Nigurome (по другим источникам - оловянистая бронза).
Yanone (Ya-no Ne) - наконечник стрелы.
Yasuri - риска или линия, прорезанная на поверхности.
Zogan - инкрустация металлом.
Этикет меча
Arigato - спасибо (неофициально).
Datto - извлечение меча в ножнах из-за пояса.
Domo - спасибо (кратко, неофициально).
Domo Arigato - спасибо (официально).
Domo Arigato Gozaimasu - большое спасибо (чрезвычайно торжественно и официально).
Dozo - пожалуйста (проходите и т.д.).
Gomen Nasai - извините.
Hajime-no-Saho - начало этикета, действий.
Joseki-ni-Rei - поклон старшим ученикам.
Kamiza-ni-Rei - поклон ками (духам додзё).
Onegai Otsukaresamadeshita - благодарность за тренировку.
Onegai Shimasu - пожалуйста (при какой-либо просьбе, например, вместе потренироваться).
Oshiete Kudasai - «Пожалуйста, научите меня!» Вежливая форма перед тренировкой при посещении вас кем-либо из мастеров высокого ранга. Также форма Onegai Shimashu применяется, когда вы просите кого-либо сделать что-то для вас, но не как Kudasai, требующий связи с глаголом, а самостоятельно, либо как добавление в начале просьбы. «Oshieti Kudasai, Onegai Shimasu» будет звучать лучше, чем нечто вроде «Давай-ка поработаем?»
Otagai-ni-Rei - поклон всем остальным.
Owari-no-Saho - окончание этикета, действий.
Rei - поклон.
Reiji - собственно этикет.
Reiho (Reishiki) - методика поклонов.
Saho - методика этикета, ритуальных действий.
Sensei (Gata)-ni-Rei - поклон учителю.
Shinzen-ni-Rei - поклон святыне.
Sumimasen - «извините» (для привлечения внимания).
Tachi Rei - поклон стоя.
Taito - закладывание меча в ножнах за пояс.
Teito - расположение меча за поясом, обе руки свободны.
Teito Shisei - расположение меча за поясом слева, большой палец (кэйто) левой руки на цубе.
То Rei - поклон мечу.
Za Rei - поклон на коленях.
Способы удержания меча
Te-no-Uchi - захват рукояти, когда пальцы давят как бы внутрь кисти.
Shibori - скрутка кистей вовнутрь при ударе.
Hasuji - остроугольный удар, при котором клинок резко меняет траекторию, образуя угол вместо плавной линии.
Kiri Те - захват, позволяющий совершать режущие, тянущие движения клинком. Дословно - «режущая рука».
Seme Те - «толкающая рука». Захват, позволяющий совершать давящие, отталкивающие движения клинком.
Mamori Те - аналогичен Seme Те. Защищает руки.
Shini Те - «мертвая рука», захват, не позволяющий делать режущих движений.
Tome Те - остановка руки, одна из защит.
Nobi Те - аналогично Shini Те.
Kata Те - захват одной рукой.
Мого Те - обычный захват двумя руками.
Soe Те - «поддерживающая рука», когда одна из рук кладется на спинку клинка (обычно левая).
Некоторые дополнительные термины
Go Kaden - пять основных школ (регионов) или направлений по выделке клинков (Bizen, Mino, Soshu, Yamashiro, Yamato).
Nigen Kokuho - «Живое Национальное Сокровище» или «Почитаемый как Главное Неоценимое Культурное Достояние» - так именуют нескольких ныне живущих великих мастеров-оружейников, владеющих секретами традиционной технологии клинков.
Приз Масамунэ - высокая награда за мастерство, присуждаемая на ежегодном конкурсе изготовителей клинков, названная по имени одного из величайших мастеров прошлого.
Mukansa - мастер, выдвинутый на соискание главного приза, но превзойденный другим кандидатом.
Меры длины
Shaku - мера длины в 30,2 см.
Sun - 1/10 от Shaku, около 3 см.
Bu - 1/10 от Sun, около 3 мм.
(с) Илья Войнов, knifefoto.narod.ru/japterm.htm
URL записиНе мог не уволочь!
Историческая справка
Ранняя история......................................................................период до начала VIII в.
Нара (Nara).............................................................................период с 710 по 794 г.
Хэйан (Heian)..........................................................................период с 794 по 1185 г.
Камакура (Kamakura).............................................................период с 1185 по 1333 г.
Намбоку-тё (Nambokucho).....................................................период с 1333 по 1392 г.
Муромати (Muromachi)...........................................................период с 1392 по 1573 г.
Момояма (Momoyama)...........................................................период с 1573 по 1603 г.
Эдо (Edo)................................................................................период с 1603 по 1868 г.
Вся терминология холодного оружия Японии..
Bakumatsu - мечи, изготовленные в последние годы токугавского Бакуфу, с 1853 по 1868 г.
Boken (Bokuto) - деревянный тренировочный меч.
Chokuto (Tsurugi) - древний прямой меч, предшественник Nihon-To.
Gendaito - современные мечи, изготовленные после 1876 г.
Gunto - «армейские мечи», изготовленные для японской армии в период с 1876 по 1945 г.
Kai-Gunto - мечи личного состава военно-морских сил периода второй мировой войны, смонтированные как тати, в деревянных лаковых ножнах.
Kanbun Shinto - мечи, изготовленные с 1661 по 1673 г. (или позднее), с очень небольшим изгибом.
Keicho Shinto - ранние син-то, изготовленные с 1595 по 1615 г.
Koto - «старые мечи», изготовленные до 1596 г.
Kyo-Gunto - ранние гун-то, смонтированные в европейском стиле (с сабельной гардой и рукоятью) в металлических ножнах.
laito - незаточенный меч для занятий иай-до.
Meiji-To - мечи, изготовленные в период реставрации Мэйдзи, с 1868 по 1912 г.
Shinai - прямой меч из бамбуковых полос для занятий кэн-до.
Shin-Gunto - армейские мечи периода второй мировой войны, смонтированные как тати.
Shinken - настоящий, «живой» меч.
Shinsaku-To - «новейшие» мечи, изготовленные после 1955 г.
Shin-Shinto - «новейшие мечи», изготовленные с 1790 по 1876 г.
Shinto - «новые мечи», изготовленные в период с 1595 по 1790 г.
Showa-To - мечи эпохи Сева, с 1925 по 1989 г.
Suburito - тяжелый деревянный меч для упражнения в субури.
Suo-koto - мечи, изготовленные в период с 1500 по 1595 г.
Taisho-To - мечи, изготовленные в период Тайсё, с 1912 по 1925 г.
Разновидности мечей
Aikuchi - нож, не имеющий цубы, но в остальном схожий с Tanto.
Daisho - пара мечей (Katana + Wakizashi}, чаще всего исполненная в едином стиле одним мастером. Дословно: «большой и малый».
Daito - длинный меч с клинком более 70 см.
Katana - длинный меч с клинком около 70-75 см, носимый за поясом лезвием вверх пешими самураями низкого ранга, а также знатными буси при повседневной (не военной) одежде, вне доспехов.
Ken - прямой меч (не имеющий Sori).
Ko-Dachi - короткие (в т.ч. детские) мечи с клинком менее 60 см (вакизаси, танто).
Koshi-Gatana - старая разновидность малого меча, что-то среднее между вакизаси и танто. Носился в комплекте с тати.
Nagimaki - («длинная оплетка») — та же Naginata, но с древком, обмотанным тесьмой до одной трети, обычно с более прямым клинком.
Naginata - своеобразный длинный («наги») меч в виде рогатины с длинным же (до 2 м) древком овального сечения и тяжелым расширяющимся клинком с точкой максимального прогиба, смещенной вперед к острию.
Nihon-To - японский меч (общее название).
O-Dachi - все типы мечей с длиной клинка более 60 см (тати, катана, но-то, но-тати).
O-Tanto - «большой Tanto», с длиной клинка около 40 см.
Tachi - длинный, обычно сильно изогнутый меч, носимый знатными самураями на поясе лезвием вниз при доспехах, либо как церемониальный в торжественной обстановке.
Tanto - нож с длиной клинка от 20 до 40 см, смонтированный аналогично Wakizashi, с небольшой цубой.
То - изогнутый меч (имеющий Sori).
Uchi-Gatana - древний вид меча, носимого за поясом лезвием вверх. Позднее разделился на длинные (катана) и короткие (вакизаси) типы.
Wakizashi - малый меч с клинком менее 60 см и полуторной рукоятью, носимый за поясом лезвием вверх. Дословно: «воткнутый сбоку».
Yari - копье с обоюдоострым стальным наконечником длиной до 50 см и древком от 2 до 3 м.
Геометрия клинков
Chu-kissaki - среднее острие.
Chu О - средняя треть клинка.
Fukura - режущая кромка Kissaki.
Funbari - сужение, резкое изменение ширины клинка при переходе в хвостовик.
На - отточенная кромка, лезвие клинка.
Ha-machi - нижний упор (со стороны На).
Hira-mune - плоская форма спинки.
Hira-zukuri - форма клинка с гладкими плоскостями, без Shinogi.
Ikubi-kissaki - «кабанья шея», ширина Kissaki равна его длине.
Kasane - толщина клинка.
Katahaba - максимальная ширина клинка.
Ken-zukuri - прямолинейная форма клинка (без прогиба) с одной или двумя режущими кромками.
Kissaki - передний срез, острие клинка.
Ko-kissaki - маленькое острие.
Ко Shinogi - «малое Shinogi», короткий участок ребра, ограничивающийKissaki сверху.
Koshi-zori - центр прогиба сдвинут к рукоятке.
lori-mune - пирамидальная, треугольная форма Мunе, встречающаяся наиболее часто.
Machi - плечики, упоры для посадки Habaki, отделяющие собственно клинок от хвостовика Nakago.
Maru-mune - полукруглая форма спинки.
Mihaba - ширина клинка от На до Мunе.
Mitsukado - точка встречи Shinogi, Ко Shinogi и Yokote.
Mitsu-mune - трехгранная пирамидальная форма Мune (с верхней плоскостью).
Mono Uchi - основная рабочая зона клинка, его крайняя (от острия) треть.
Moroha-zukuri - обоюдоострый (Moro-ha) клинок, иногда встречается у поздних Koto Tanto.
Motohaba - ширина клинка в районе Machi.
Мunе - спинка клинка.
Mune-machi - верхний упор (со стороны Мune).
Mu-zori - прямой клинок без прогиба (обычно у Tanto).
Nagasa - длина клинка без Nakago, от Kissaki до Machi, по прямой линии.
O-kissaki - большое острие.
Omote - фронтальная сторона клинка (различна для Katana и Tachi).
Sakihaba - ширина клинка в районе Yokote.
Saki-zori - центр прогиба сдвинут к острию.
Shinogi - ребро клинка, идущее вдоль всей его боковой поверхности, между Мunе и На.
Shinogi-zukuri (Hon-zukuri) - типичный японский клинок с боковым ребром Shinogi.
Sori - прогиб клинка.
Sukuri - форма клинка.
Torii-zori - центр прогиба совпадает с центром клинка.
Tsuba Moto - треть клинка от цубы.
Uchi-zori - обратный прогиб в сторону режущей кромки (очень редко встречается).
Ura - внутренняя сторона, противоположная Omote.
Yokote - небольшое вертикальное ребро, отделяющее Kissaki от остального клинка.
Традиционная технология клинков
Age Gitae - финальная ковка, при которой несколько полос, сформированных в процессе предварительной ковки (Shita Gitae), соединяют и проковывают вместе.
Denkai Tetsu - химически чистое (99,99%) железо, получаемое из металлолома в электролитической печи, сырье для Oroshigane.
Hagane - твердая высокоуглеродистая сталь для формирования режущей кромки клинка по методу Hon Sanmai Gitae.
Hizukuri - кузнечная формовка клинка из черновой заготовки Sunobe. После этого полоса готова для процесса Shiage.
Hon Sanmai Gitae - метод создания сложной конструкции клинка, при которомиспользуется три куска высокоуглеродистой Kawagane для каждой из сторон полосы, один кусок мягкой Shingane для сердечника и специальная сталь Hagane для режущей кромки На.
Jigane - внешние слои высокоуглеродистой стали, своего рода «кора» клинка.
Kajioshi (Shiage) - окончательное формообразование клинка путем строгания специальным стругом, обработки напильником и черновой шлифовки, что делается лично кузнецом.
Kangan Tetsu - губчатое железо, получаемое плавлением в печи без доступа кислорода.
Kawagane - высокоуглеродистая (1,0-1,5%) сталь, используемая как исходный материал для формирования полосы клинка.
Кеrа - сырая сталь, получаемая в печи Tatara. Половина ее (наиболее углеродистая), именуемая Tamahagane, отбирается для выделки клинков, а оставшаяся часть может быть использована после науглераживания в процессе Oroshigane.
Kitae - проковка и оттяжка стальной полосы для подготовки к формированию клинка.
Kobuse Gitae - наиболее распространенная, упрощенная схема формирования клинка из мягкого сердечника Shingane и прочной оболочки Kawagane.
Nakago-shitate - окончательная обработка Nakago напильником.
Omura - измельченный в порошок камень Отит. Используется в составе глиняной обмазки клинка в процессе Tsuchi-oki.
Oroshigane - процесс науглераживания стали при нагреве её в верхних слоях древесного угля в горне, куда постоянно добавляются свежие его порции. При нагреве же стали внизу, у днища горна, куда подается воздух, происходит обратный процесс выгорания углерода из металла.
Satetsu - песок из окиси железа, используемый в плавильной печи при получении стали.
Sen - двуручный струг для формирования профиля клинка. В качестве режущего элемента используют обычно обломки бракованных клинков, каленые до высокой твердости.
Shingane - низкоуглеродистая (0,5%) пластичная сталь для сердечника клинка.
Shita Gitae - основная ковка, первые шесть протяжек и сварок полосы.
Sorinaoshi - правка поводок клинка после закалки.
Sunobe - стальная полоса, готовая для кузнечной формовки клинка (Hizukuri).
Таnгеn - процесс кузнечной сварки в одно целое нескольких полос стали, оттяжка и проковка от 12 до 15 раз, что и дает узор Jihadа.
Tatara - традиционная печь, в которой из руды в виде песка оксида железа и древесного угля получают исходную сталь Tamahagane.
Togi - полировка клинка, включая заточку лезвия.
Tsuchi-oki - нанесение глиняного покрытия на поверхность клинка для получения различной степени твердости при закалке, чем обусловлено также образование комплекса Натоп вдоль линии Habuchi.
Tsukuri-komi - вбивание пластины низкоуглеродистой Shingane в желобок заготовки, полученной в процессе Таnгеn, после чего такой блок формируют в Sunobe.
Tsumimakishi - слоистый «бутерброд» из тонких пластинок Kawagane, который заворачивают в бумагу и погружают затем в глиняный раствор, чтобы потом нагреть и проковать, соединив кузнечной сваркой в монолитную заготовку.
Yaki-ire - закалка клинка путем нагрева его до необходимой температуры и охлаждения в воде.
Yaki-modoshi - отпуск клинка после закалки для снятия внутренних напряжений и придания некоторой вязкости. Производится путем нагрева до 150-200°С.
Поверхность клинка и закалочные структуры
Ashi - тонкие поперечные полоски, разделяющие непрерывную линию Hamon.
Ayasugi - волнообразный узор.
Во - прямолинейный рисунок Utsuri.
Boshi - Hamon в зоне Kissaki, его завершение.
Chikei - случайные линии Nie в Ji, сформировавшие подобие узора.
Choji - рисунок в виде гвоздичных зерен или почек, либо зубков чеснока.
Chu-suguha - линия средней ширины.
Gunome - нерегулярный рисунок в виде повторяющихся полукружий.
Hada - структурный поверхностный узор Jitetsu.
Hakikake - щетка, щетинообразный узор вдоль Habuchi.
Habuchi - граница, линия, где Yakiba встречается с Ji.
Hamon - совокупность кристаллических мартенситных структур Nie и Nioi, располагающаяся вдоль границы Habuchi.
Примечание: в то время как словом Habuchi обозначается собственно стык, граница Yakiba и Ji, термин Hamon имеет скорее художественный, нежели технический смысл.
Hira-ji - часть боковой поверхности клинка между Yakiba и Shinogi.
Hiro-suguha - широкая жирная линия.
Hitatsuraba - полностью, либо большей частью закаленный клинок.
Hoso-suguha - тонкая линия Hamon.
Hotsure - случайные полоски Nie в Habuchi.
Ichimai - полностью закаленный Kissaki.
Inazuma - тонкие зигзагообразные молниевидные линии в пределах Hamon.
Itame - узор, напоминающий текстуру дерева.
Ji - боковая поверхность клинка от Yakiba до Mune.
Ji-Nie - Nie внутри зоны Ji.
Jitetsu - сталь в зоне Ji.
Jizo - узор в форме силуэта священника.
Каеn - узор в форме языков пламени.
Kaeri - форма Boshi с поворотом обратно вдоль Mune.
Kinsuji - «золотые полоски», горизонтальные линии закаленной стали вдоль Habuchi.
Ko-maru - закругление Boshi малым радиусом.
Kuichigaiba - несколько параллельных линий Habuchi.
Masame - прямолинейный слоистый узор.
Midare - нерегулярный волнистый рисунок Hamon.
Mokume - узор наплывами в виде древесного капа.
Muji - невидимый глазом узор, либо его отсутствие.
Muneyaki - островки закаленного металла вдоль Mune.
Nie - крупные кристаллы мартенсита, сосредоточенные в Habuchi.
Nijuba - две линии Habuchi.
Nioi - плотные скопления мелких кристаллов, невидимых невооруженным глазом, но различимых в зоне светового блика как мерцающие туманности по линии Habuchi.
Notare - равномерно волнистая, плавная линия.
O-maru - закругление Boshi большим радиусом.
Sanjuba - три линии Habuchi.
Shinogi-ji - часть боковой поверхности клинка между Shinogi и Мunе.
Suguha - прямолинейный, ровный Hamon.
Sunagashi - узор вдоль линии Habuchi в виде нескольких рядов как бы извилистых песчаных волн.
Tabiyaki - островки закаленного металла в зоне Ji.
Uchinoke - маленькие серповидные отрезки узора над основной линией Hamon.
Utsuri - узор внутри Hada, напоминающий Hamon.
Yakiba - закаленная зона клинка.
Yakidashi - несколько последних дюймов Hamon вблизи Machi.
Yakiotoshi - завершение Hamon на уровне Machi.
Yakizume - отсутствие Kaeri, Boshi прерывается в точке касания с Мunе.
Yo - рисунок Hamon в виде отдельных листочков.
Изъяны и недостатки
Fukure - воздушные каверны на поверхности стали.
Hagiri - трещины поперек зоны Yakiba.
Jiare - «волдыри» на поверхности стали.
Kitaware - кузнечные трещины (дефекты ковки).
Kizu - недостатки, изъяны клинка.
Mizu-kage - своеобразное «затенение» клинка в районе Machi, происходящее от его повторной закалки.
Mu-kissaki - «нет Kissaki», т.е. Kissaki не закален или закален не до конца.
Muneshinae - морщины, складки вдоль Mune.
Muneware - трещины в спинке клинка (Mune).
Shimi - темные пятна на поверхности стали.
Sumi Gomori - углеродистые каверны на поверхности стали.
Tateware - трещина вдоль оси клинка.
Umegane - заполненные, заделанные отверстия в стальной поверхности клинка.
Yakinaoshi - клинок, прокаленный повторно, еще раз.
Оформление хвостовика
Funagata - форма Nakago в виде днища лодки.
Furisode - форма Nakago в виде рукава кимоно.
Futsugata - наиболее употребимая обыкновенная форма.
Hitoe (Nakago Mune) - спинка хвостовика Nakago.
Kenjiri - треугольный остроконечный срез, обыкновенно имел место у прямых старых мечей.
Kijimotno - «фазанья ножка», длинный изогнутый Nakago, применявшийся в ранних тати.
Kirijiri - прямой поперечный срез, чаще всего встречается в укороченных хвостовиках (Suriage).
Kurijiri - наиболее распространенная форма Nakago-jiri, напоминающая очертания каштана.
Mekugi-ana - поперечное отверстие в хвостовике для крепежной шпильки Mekugi.
Nakago - хвостовик клинка.
Nakago-jiri - торец, задний срез хвостовика.
O-Suriage - сильно обрезанный Nakago, подпись утрачена.
Suriage - укороченный, обрезанный Nakago, однако подпись мастера (Mei) сохранена.
Ubu - неизмененный, исконный, подлинный (здесь — Nakago).
Клейма и подписи
Ato mei - подпись мастера, нанесенная позднее, но не самим мастером. Она может быть достоверной и не противоречить намерениям автора, являя собою одну из особенностей клинка.
Dai mei - клинок изготовлен лично мастером, но подписан его ассистентом, учеником.
Dai saku - клинок, изготовленный учеником, но подписанный именем мастера. Такая работа считается эквивалентной работе самого учителя.
Gimei - поддельное клеймо, подпись.
Higaki - косая редкая сетка.
Katana-mei - подпись на той из сторон Nakago, что подразумевает использование клинка для монтировки катана.
Као - секретный значок, входящий как часть в основную подпись.
Kesho - косая частая сетка.
Kinzogan-mei - подпись, исполненная золотой насечкой.
Kiri - прямая насечка.
Mei - клеймо, подпись, чаще всего повествующая о мастере и дате изготовления, наносилась на поверхность Nakago.
Mon - клановый знак, герб, входящий как часть в основную подпись.
Mumei - «нет подписи», т.е. анонимное изделие.
Naga-mei - длинная подробная подпись с указанием помимо имени и даты целого ряда дополнительных сведений о мастере.
Ni-mei - двухсложная подпись, указывающая также краткое обиходное имя мастера.
Origami (Kantei) - сертификат идентификации меча, выданный официально профессионалом-оценщиком. Включает время выделки меча, место и имя мастера.
Oshigata - ручная копия на бумаге подписей либо фактуры Hamon и Hada, сделанная по специальной технологии.
Sho Shin - подлинный клинок.
Sujikai - косая насечка.
Tachi-mei - то же, но для Tachi (соответственно, подпись наносится на другую сторону Nakago). Примечание: подпись Mei наносится на лицевую (Omote) сторону Nakago, которая различна для Katana и Tachi, поскольку различен и способ их ношения. Для Katana внешняя и внутренняя сторона обозначаются термином Sashi Omote и Sashi Lira.
Taka-no-Ha - «елочка», встречная насечка острием в сторону клинка.
Yasuri-mei (Yasurime) - штриховая насечка на поверхности Nakago, рисунок которой своеобразен для каждой конкретной школы и мастера, что также носило характер подписи.
Предметы монтировки и комплектации мечей
Ashi - широкие кольца (обоймы) на ножнах тати, служащие для подвески меча на пояс. Различают переднюю (Ichi-no Ashi) и заднюю или нижнюю (Ni-no Ashi) обоймы.
Buke Zukuri - традиционная монтировка катана, включающая лаковые деревянные ножны и весь необходимый набор комплектующих металлических деталей.
Fuchi - металлическое кольцо, надеваемое на хвостовик клинка за цубой, перед рукоятью.
Fukusa - шелковая ткань для защиты меча от прикосновения рук при его разглядывании и прочих манипуляциях.
Habaki - металлическая муфта, надеваемая на клинок перед цубой для плотной фиксации его в ножнах.
Ishizuke - стакан на нижнем конце ножен Tachi, Kai-gunto и Shin-gunto, названный так по форме ковша.
Ito (Tsuka Ito) - шелковая или хлопчатая тесьма для оплетки рукояти мечей, ножей и т.д.
Jindachi Zukuri - традиционная монтировка тати с полным набором деталей.
Kabuto-gane - подковообразная металлическая головка рукояти Tachi, Kai-gunto и Shin-gunto.
Kashira - металлическая головка рукояти Katana, Tanto или Wakizashi, имеющая вид колпачка.
Kodogu - комплект Koshirae за исключением цубы.
Kogai - стальная шпилька, размещаемая в кармане ножен Tanto или Wakizashi с внешней (ОтоЧе) от тела стороны.
Ko-Gatana - подсобный ножичек в сборе, т. е. с клинком.
Koiguichi - устье ножен.
Kojiri - нижний конец, торец ножен.
Koshirae - полный комплект составляющих для сборки ножен и рукоятки (различают тати-косираэ и катана-косираэ).
Kozuka - рукоятка подсобного ножичка Ko-Gatana, размещаемого в кармане ножен Tanto, Wakizashi или (реже) Katana с внутренней (Ura) стороны, т.е. ближе к телу.
Kuchi-gane - металлическая окантовка устья ножен.
Kurikata - «форма каштана» или просто «каштан» -- деревянная, металлическая или роговая скоба на боковой стороне ножен для продевания шнура Sageo.
Mekugi - бамбуковая, костяная (роговая) или металлическая шпилька для крепления клинка в рукоятке.
Menuki - парные декоративные бляшки, закладываемые под оплетку рукояти для улучшения ее посадки в руке.
Nuguigami - специальная мягкая бумага для протирания поверхности клинка.
Obi-tori - металлические, кожаные или матерчатые петли, продеваемые в кольцо Ashi для подвески меча на поясе.
Sageo - шнур, обычно плоского сечения, продеваемый сквозь Kurikata для фиксации меча за поясом.
Same - белая пупырчатая кожа ската, которой обертывалась рукоять под оплетку, либо без таковой.
Saru-te - «обезьянья лапка» — металлическая петля (скоба) для темляка, продевалась в отверстие Kabuto-gane.
Saya - ножны (меча, ножа, нагинаты и т. д.).
Seppa - металлические (чаще латунные) шайбы, надеваемые с обеих сторон цубы.
Shibabiki - обжимное кольцо, служившее для соединения двух половинок ножен. В период второй мировой войны использовалось как декоративный элемент.
Shirasaya - простые деревянные ножны, предназначенные для хранения собственно клинка, своего рода футляр, упаковка, защита.
Shitodome - металлические вставки внутри скобы Kurikata.
Tsuba - гарда японского клинка в виде металлического диска различной формы.
Tsuka - рукоятка (меча, ножа и т. д.).
Терминология цубы
Aka Kin - красное золото (сплав с медью).
Аo Kin - светлое золото (сплав с серебром).
Amida Yasuri - линии, прорезающие поверхность цубы от центра к краю.
Ana - отверстие.
Aoi - роза.
Bori - резьба, поверхность с резьбой.
Во tan - пион.
Chidori - ржанка, часто используемый в декоре вид птицы.
Chu - средний размер, середина.
Dai - большой размер.
Danbira - ширина цубы.
Dote Mimi - приподнятый, выступающий край цубы.
Fukurin - дополнительный, накладной ободок цубы, обыкновенно из мягкого металла.
Gata - форма.
Gin - серебро, также именуемое Shirogane.
Goishi - форма цубы, истончающаяся к краям.
Hira - плоскость, плоская часть цубы.
Hiraji - поверхность цубы.
Hira Zogan - инкрустация по поверхности цубы.
Hitsu Ana - окна для Kogai и Kozuka.
Inaka Mono - работа деревенских мастеров.
Inome - форма сердца в нашем видении, но в старой Японии — «кабаний глаз».
Iri Mokko Gata - форма цубы «Мокко» с глубоко нарезанными долями.
Ishime Ji - поверхность цубы в виде рваной поверхности камня.
Ito - тонкий, нитевидный, нитка.
Iroe - цветная картинка, полученная использованием металла разных оттенков.
Irogane - цветные металлы.
На - пластина, лист.
Ji - поверхность (цубы).
Jigane - металл поверхности цубы.
Kagamishi - мастер-зеркальщик, отливавший также и бронзовые цубы.
Kaji - кузнец, изготовитель клинков.
Kaku - квадрат.
Kaku Gata - квадратная форма.
Kaku Mimi - квадратный ободок цубы.
Kaku Mimi Koniku - квадратный ободок с легким скруглением кромок.
Kanagu - металлические детали монтировки меча, неучтенные в
Karagane - дословно «китайский металл», разновидность оловянистой (до 20% олова) бронзы с добавкой свинца. Темно-болотного цвета.
Karakuri - инкрустация, закрепленная на металле при помощи шпилек.
Katakiribori - стиль резьбы с использованием вариантов толстых и глубоких линий.
Katchushi - мастер доспехов.
Kawagane - тонкие слои различной стали на поверхности цубы.
Kebori - тонкие линии гравировки или резьбы.
Kiku - хризантема, форма хризантемы.
Kin (Kane) - золото.
Kinko - мастер, обычно имеющий дело с вычурными цубами мягкого металла.
Kittate - очень строгая прорезная работа в стиле Sukashi, с прямыми линиями.
Ко - старинный или маленький, малый.
Koban - старинная японская золотая монета, использовавшаяся для формирования Seppa dai.
Kogai Hitsu (Ana) - окно в цубе для шпильки Kogai.
Kokuin - стиль, применяющий горячую штамповку поверхности цубы.
Kozuka Hitsu (Ana) - окно в цубе для Kozuka.
Kuni - провинция в старой Японии, сегодня означает деревню.
Kusarakashi - поверхность, получаемая травлением или корродированием.
Маru - круг, круглый.
Maru Gata - форма круга.
Маги Mimi - круглый ободок.
Matsukawabishi - узор в виде связанных ромбов, символизирующий сосновую кору.
Mei - подпись, клеймо.
Migaki Ji - гладкая поверхность цубы.
Mimi - ободок цубы.
Mokko - дольчатая форма.
Mokume Ji - травленая поверхность стали для выявления слоистого узора ковки.
Mumei - анонимное изделие (без клейма).
Nagamaru Gata - овальная форма.
Nagegaku Gata - слегка скругленная и заоваленная квадратная форма цубы.
Nakabiku - цуба с Seppa dai ниже (тоньше), чем ободок.
Nakadaka - обратный случай, когда Seppa dai выше (толще), чем ободок.
Nakago Ana - отверстие для посадки на клинок.
Nanako - набитый керном узор из выпуклых точек, обычно на мелких деталях монтировки из мягкого металла.
Nawa Mimi - ободок в виде канатика или плетенки (Nawa — веревка).
Nerikawa Tsuba - кожаная цуба ( Kawa -кожа).
Niku - мясо, мякоть (обычно так обозначают толстые, пухлые металлические изделия со скругленными формами).
Nikuoku - вариант кованой поверхности.
Nunome - поверхность с гравированным узором с вбитым в него металлом.
Odawara Fukurin - стиль ободка, покрытого рядами выпуклых шишечек.
Okigane - полная инкрустация.
Omote - лицевая сторона.
Ototsu - неравномерная или нестандартная толщина.
Rogin - медно-серебряный сплав, (50-70% серебра), аналогичный Shibuichi.
Sambo-Gin - медно-серебряный сплав, (33% серебра), аналогичный Shibuichi.
Sanari - оловянно-медно-свинцовый сплав, применявшийся в инкрустации в цубах Hazama.
Sakura - вишня, цветок, которой являлся ведущим элементом в цубах стиля Sukashi.
Sekigane (Kuchibeni) - маленькие кусочки мягкого металла, вбиваемые в углы Nakago Ana для точной посадки цубы на клинок.
Sendai Yasuri - вертикальные, насеченные напильником риски, наличие которых относит все такие цубы к стилю Sendai.
Sentoku - вариант латуни (медь/цинк) с добавкой свинца.
Sen Zogan - контурная штриховая инкрустация.
Seppa - шайбы, накладываемые на обе стороны цубы при сборке меча.
Seppa Dai - площадка, покрываемая шайбой Seppa. He украшалась.
Shakudo - сплав меди с 3-6% (по другим источникам - с 30-70%) золота, сине-черного цвета.
Shibuichi - дословно - «четвертинка», сплав меди и серебра (25%), серо-голубого цвета.
Shigure Yasuri - вертикальные штрихи, создающие иллюзию тихого дождя.
Shinchu - латунь (старинные китайские и японские латуни отличаются от современных).
Shino Yasuri - диагональные штрихи, создающие иллюзию дождя с ветром, бури.
Shippo - перегородчатая эмаль.
Shiremono - массовая продукция, ширпотреб.
Shishibori - низкий рельеф, резьба ниже поверхности цубы, вглубь.
Sho - маленький размер.
Suaka (Akagane) - чистая медь.
Suemon - выпуклая инкрустация, покрывающая большую площадь поверхности.
Sukashi - прорезная работа (сквозная резьба).
Sukidashi (Sukibori) - техника резьбы, в которой предпочтение отдается выступающему рельефу перед вырезанным, углубленным.
Surituke Zogan - инкрустация запрессовкой металла в тонко прорезанные линии.
Tachikanaguchi - мастер по комплектующим деталям для Tachi.
Takabori - высокий рельеф.
Takaniku Zogan - инкрустация высоким рельефом.
Tekkotsu - кристаллический скелет стали, высокоуглеродистые частицы карбидов, обычно хорошо заметные на ободке.
Ten Zogan - точечная инкрустация.
Tetsu - железо.
Toban - старинное название цубы.
Tosho - изготовитель мечей.
Tsubaka - коллекционер, любитель цуб.
Tsubako - изготовитель цуб.
Tsuchime - отпечатки, следы ковки.
Tsuchime Ji - поверхность цубы, отделанная видимыми следами ковки, ударов.
Ubuzukashi - круговая резьба, именуемая также Maru Bori, которой японцы предпочитают не пользоваться.
Uchikaeshi Mimi - приподнятый ободок, кованый прямо с пластины.
Udenuki Ana - два маленьких отверстия с небольшим ободком на некоторых цубах, символизирующие солнце и луну.
Ume - слива или цветок сливы, излюбленный мотив декора стиля Sukashi.
Ura - обратная, не лицевая сторона.
Uttori - наложение инкрустации вокруг кромки цубы, по ребру.
Yakite Shitate - отделка поверхности оплавлением.
Yamagane - неочищенная медь, также именуемая Nigurome (по другим источникам - оловянистая бронза).
Yanone (Ya-no Ne) - наконечник стрелы.
Yasuri - риска или линия, прорезанная на поверхности.
Zogan - инкрустация металлом.
Этикет меча
Arigato - спасибо (неофициально).
Datto - извлечение меча в ножнах из-за пояса.
Domo - спасибо (кратко, неофициально).
Domo Arigato - спасибо (официально).
Domo Arigato Gozaimasu - большое спасибо (чрезвычайно торжественно и официально).
Dozo - пожалуйста (проходите и т.д.).
Gomen Nasai - извините.
Hajime-no-Saho - начало этикета, действий.
Joseki-ni-Rei - поклон старшим ученикам.
Kamiza-ni-Rei - поклон ками (духам додзё).
Onegai Otsukaresamadeshita - благодарность за тренировку.
Onegai Shimasu - пожалуйста (при какой-либо просьбе, например, вместе потренироваться).
Oshiete Kudasai - «Пожалуйста, научите меня!» Вежливая форма перед тренировкой при посещении вас кем-либо из мастеров высокого ранга. Также форма Onegai Shimashu применяется, когда вы просите кого-либо сделать что-то для вас, но не как Kudasai, требующий связи с глаголом, а самостоятельно, либо как добавление в начале просьбы. «Oshieti Kudasai, Onegai Shimasu» будет звучать лучше, чем нечто вроде «Давай-ка поработаем?»
Otagai-ni-Rei - поклон всем остальным.
Owari-no-Saho - окончание этикета, действий.
Rei - поклон.
Reiji - собственно этикет.
Reiho (Reishiki) - методика поклонов.
Saho - методика этикета, ритуальных действий.
Sensei (Gata)-ni-Rei - поклон учителю.
Shinzen-ni-Rei - поклон святыне.
Sumimasen - «извините» (для привлечения внимания).
Tachi Rei - поклон стоя.
Taito - закладывание меча в ножнах за пояс.
Teito - расположение меча за поясом, обе руки свободны.
Teito Shisei - расположение меча за поясом слева, большой палец (кэйто) левой руки на цубе.
То Rei - поклон мечу.
Za Rei - поклон на коленях.
Способы удержания меча
Te-no-Uchi - захват рукояти, когда пальцы давят как бы внутрь кисти.
Shibori - скрутка кистей вовнутрь при ударе.
Hasuji - остроугольный удар, при котором клинок резко меняет траекторию, образуя угол вместо плавной линии.
Kiri Те - захват, позволяющий совершать режущие, тянущие движения клинком. Дословно - «режущая рука».
Seme Те - «толкающая рука». Захват, позволяющий совершать давящие, отталкивающие движения клинком.
Mamori Те - аналогичен Seme Те. Защищает руки.
Shini Те - «мертвая рука», захват, не позволяющий делать режущих движений.
Tome Те - остановка руки, одна из защит.
Nobi Те - аналогично Shini Те.
Kata Те - захват одной рукой.
Мого Те - обычный захват двумя руками.
Soe Те - «поддерживающая рука», когда одна из рук кладется на спинку клинка (обычно левая).
Некоторые дополнительные термины
Go Kaden - пять основных школ (регионов) или направлений по выделке клинков (Bizen, Mino, Soshu, Yamashiro, Yamato).
Nigen Kokuho - «Живое Национальное Сокровище» или «Почитаемый как Главное Неоценимое Культурное Достояние» - так именуют нескольких ныне живущих великих мастеров-оружейников, владеющих секретами традиционной технологии клинков.
Приз Масамунэ - высокая награда за мастерство, присуждаемая на ежегодном конкурсе изготовителей клинков, названная по имени одного из величайших мастеров прошлого.
Mukansa - мастер, выдвинутый на соискание главного приза, но превзойденный другим кандидатом.
Меры длины
Shaku - мера длины в 30,2 см.
Sun - 1/10 от Shaku, около 3 см.
Bu - 1/10 от Sun, около 3 мм.
(с) Илья Войнов, knifefoto.narod.ru/japterm.htm
@темы: КУЛЬТуры, Это интересно