Из жизни римлян.
Овидий составил целую поэму, посвященную косметикам ; от нее сохранился только фрагмент приблизительно в 100 стихов. Вот взятый оттуда рецепт одного снадобья для улучшения цвета лица: чищеного ячменя 2 фунта, чечевичной муки 2 фун., оленьего рога 1/6 ф., камеди 2 унции, тосканской полбы 2 унции, меду 18 унций, 10 яиц, 12 толченых луковиц нарцисса. Он приводит еще два других очень сложных рецепта, один для выведения пятен с лица, другой для окраски лица. Этот отрывок заканчивается следующими двумя стихами: «Я видел женщину, которая макала мак в холодную воду, толкла его и мазала им щеки».

«У Таис черные зубы, — говорит Марциал, — а у Лекании белые. А почему? Потому что у первой собственные зубы, а у второй — покупные». «Ты купила себе волосы и зубы, Лелия, но как быть с глазами? Их ведь не продают». «Эглея воображает, что у нее есть зубы, потому что она носит челюсть из золота и из слоновой кости». Законы Двенадцати таблиц, относящиеся к пятому веку до Р. X., запрещают класть с мертвыми золото; исключение допускалось лишь для золотой спайки зубов. Катулл упоминает об оригинальном средстве для чистки зубов, которое употреблялось в Испании: «Жители Кельтиберии трут себе каждое утро зубы и десна своей уриной; чемболее у кого-нибудь из них зубы красивы и блестящи, тем, значит, усерднее их обладатель прибегает к этому средству».

Писатели очень часто упоминают о выщипывании волос. Их выщипывали на теле, под мышками, на руках и на ногах. По словам Марциала, изящным человеком называется тот, кто красиво причесывается, пахнет лучшими духами, напевает египетские или испанские песенки и умеет красиво округлять свои руки, на которых выщипаны волосы. Существовали лавочки специалистов, выдергивавших волосы, так же как и лавочки брадобреев; для выведения волос, кроме щипчиков, употребляли также различные снадобья: .кровь и мозг летучей мыши, смолу, желчь и пепел ежа, *красота требует жертв?*пемзу. Иногда ограничивались бритьем. *убило*
http://www.sno.pro1.ru/lib/giro/6-3.htm